ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ РАЦИОНАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ И ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

Для ослабленного детского организма правильное дыхание, которое способствует развитию и укреплению грудной клетки, является залогом оздоровления. Е.А.Аркиным были указаны средства формирования полноценного дыхания: а) упражнения в беге, б) гимнастика дыхательных мышц, в) обучение технике дыхания (дыхание через нос, с закрытым ртом, глубокий вдох, продолжительный выдох); 4) постановка соответствующих певческих навыков. Все они должны быть представлены в рамках ОРР с ослабленными детьми.
По мнению Е.А.Аркина, обучение правильному дыханию должно проводиться путем терпеливого показа, повторного напоминания, лучше всего после упражнений, связанных с большой тратой энергии (бега, продолжительной маршировки, прыжков и т.д.). Особое внимание следует обращать на выдох: он должен быть медленным, продолжительным. Более 2-3 раз подряд таких упражнений производить не следует.
Вместе с тем возникает вопрос, каким содержанием должны быть насыщены средства формирования навыков рационального дыхания. Этот вопрос остается открытым как для теории, так и для практики ОРР с ослабленными детьми. На наш взгляд, тот или иной ответ на него определяет характер получаемого оздоровительного эффекта, и шире - общую результативность ОРР. 
Так, П.П.Болдурчиди предложил интересную систему обучения рациональному дыханию с использованием статических дыхательных упражнений. Обучение начинается с рассказа о сильных и смелых космонавтах, которые научились правильно дышать перед полетом. После этого детям предлагается раздеться по пояс и в положении сидя подготовиться к упражнению. Педагог обращается к ребятам: «Покажите вашу грудь», а затем предлагает: «Положите на нее обе ладони».
Далее детям предлагается, держа ладони на груди, «понюхать, как пахнут цветочки» - сделать вдох, а затем «сдуть пух с одуванчика» – сделать выдох. В фазе вдоха грудь нужно опускать. Каждый вдох и каждый выдох совершается на протяжении 2-3 секунд. Обращается внимание детей на медленное и бесшумное выполнение каждого вдоха и выдоха. Упражнение повторяется 2-3 раза, со зрительным и тактильным контролем за движением грудной клетки. Затем несколько детей по очереди рассказывают, что они видели во время каждого вдоха и выдоха. Если рассказ кого-либо не отражает правильного представления о только что выполненном упражнении, его обязательно поправляют другие. Детям в заключение объясняют, что это грудной тип дыхания.
После того как дети проделали упражнение на грудное дыхание, им предлагается принять исходное положение лежа на спине, положить руки (ладонями) на грудь и при зрительном контроле выполнить 1-2 раза то же упражнение.
Далее осуществляется переход к обучению брюшному дыханию. Дети, сидя, на полу, слушают объяснения педагога и наблюдают, как он демонстрирует брюшное дыхание. Во время показа упражнения их внимание сосредоточивается на следующем: «когда вы нюхаете цветочки», следует сделать вдох, в это время выпячивается живот, т.е. «надувается мячик», а «когда сдуваете пух с одуванчика» (т.е. производится выдох), необходимо подтянуть живот и сделать «ямочку». Это упражнение повторяется 3 раза. Затем детям объясняется, что это брюшное дыхание.
На следующем занятии (через день) ребятам предлагается представить, а троим-четверым из них по очереди рассказать, как выполняется грудное и брюшное дыхание. Одного-двух детей просят показать только те упражнения, о которых рассказывал педагог. После это статические дыхательные упражнения выполняются всей группой, по команде, 2-3 раза.
Создав представление о грудном и диафрагмальном дыхании на втором занятии, далее переходят к более сложному – обучению полному (смешанному типу) дыханию. Это предварялось объяснением и показом.
В начальном периоде обучения в положении лежа на спине ребенок направлял свои усилия на последовательное включение в акт вдоха диафрагмы и грудной клетки путем выпячивания передней брюшной стенки и расширения грудной клетки. Выдох начинается с одновременного опускания грудной клетки и с подтягивания брюшной стенки. При этом воспитатель кладет свои ладони - одну на грудь, другую - на переднюю брюшную стенку ребенка и в форме игры «Покатай руки» (3-4 раза) предлагает совершить глубокий вдох, а за тем продолжительный выдох.
Так у ребенка формируется представление о последовательности движения брюшной стенки и грудной клетки во время вдоха и выдоха.
Этот навык закрепляется практическим показом движения воспитателя в сочетании с объяснением, и выполнением упражнения несколькими детьми под руководством воспитателя, что помогает детям осмыслить движения и контролировать их. Применяются и словесные указания. Например, при начале вдоха воспитатель говорит: «Выпячивайте животик», «Расширяйте грудь», во время выдоха: «Сужайте грудную клетку», «Подтяните животик». Или: «Дыхание не задерживайте, делайте медленней» и т.п. Дается оценка качества выполнения движений (хорошо, очень хорошо, неправильно и т.п.).
Дальнейшее закрепление осуществляется с использованием специального методического приема. Дети разучивают слова: «Воздух набираю, мячик надуваю, Воздух выдуваю, ямочку получаю».
Потом эти слова, вместо команды использует педагог, а дети выполняют упражнения в статическом дыхании.
С помощью стихотворений ребята достаточно прочно усваивают, что во время продолжительного вдоха надо надуть «мячик», т.е. выпятить брюшную стенку, поднять животик, расширить грудную клетку; во время же продолжительного выдоха - получить «ямочку», т.е. одновременно опустить грудную клетку и переднюю стенку живота (опустить грудь и животик).
При первоначальном обучении продолжительность каждого вдоха и выдоха равняется 2-3 секундам. По мере развития и совершенствования навыков полного дыхания при статических дыхательных упражнениях выдох делается продолжительней вдоха (например, вдох –3 секунды, выдох –4 секунды и т.д.).
Мы столь подробно охарактеризовали систему работы, предложенную П.П.Болдурчиди, т.к. она позволяет решать в единстве целый спектр оздоровительных и воспитательных задач. Обучение правильному дыханию и нормализация соответствующих функций организма осуществляется благодаря формированию осмысленности, осознанности и произвольности движений и действий, развитию плана представлений (но не воображения) и др. В аспекте наших исследовательских задач все это является принципиально важным. Кроме того, модифицированный вариант разработки П.П.Болдурчиди мы использовали в ходе нашей экспериментальной ОРР с ослабленными детьми.
Для полноценного обучения рациональному дыханию необходимо добиваться оптимального сочетания вдоха и выдоха с одной или несколькими фазами движений. Это достигается при выполнении динамических дыхательных упражнений. Физические упражнения, в которых вдох и выдох сочетаются с биомеханическими фазами движения общеизвестны (например, поднять руки вверх – вдох; опустить руки вниз – выдох и т.д.).
При формировании навыков рациональной регуляции внешнего дыхания во время выполнения детьми динамических дыхательных упражнений представляют интерес данные А.Б.Гандельсмана и К.М,Смирнова, Р.П.Грачевой, Н.Б.Прокопович, которые выявили, что у детей младшего школьного возраста в отличие от взрослых не наблюдается отчетливого снижения жизненной емкости легких при различных положениях тела, в том числе и в положении значительного складывания туловища вперед при низком старте. Авторы считают, что это способствует сравнительно легкой приспособляемости дыхания детей к выполнению различных сложных по координации движений.
Исследования В.В.Гневушева показывают, что более широкие возможности для повышения функционального уровня дыхательного аппарата создает воспитание навыков сочетания каждого уреженного вдоха и выдоха с постепенно возрастающим количеством движений. 
Детям старшего дошкольного возраста трудно усвоить такое сочетание без создания последовательного представления об изучаемом навыке. Поэтому после выполнения статических дыхательных упражнений предлагается перейти к сочетанию дыхания с простейшими упражнениями. Это может происходить, в форме имитационно-игровых упражнений (данную разработку мы также модифицировали и применяли в рамках ОРР с ослабленными детьми).
Таково, например, имитационное упражнение «Пловец». Движения пловца выполняются в и.п. - лежа на животе, ладонями под подбородок. На 2-3 секунды дети выпрямляют руки вверх – вперед, поднимают голову, прогибаются – делают вдох на 2-3 секунды. Затем они разводят руки в стороны и сгибают их в исходное положение – выдох и т.д. Движения сопровождаются словами воспитателя «поплыли», «поплыли».
Имитационные упражнения использованы и при проведении их в и.п. сидя: «Птицы летят» – развести руки в стороны, голову поднять, посмотреть вверх – вдох, опустить руки в и.п. – выдох; или «Комочек» – в исходном положении сидя на стульчике обхватить ноги и прижать их к груди, на 2-3 секунды выпрямиться, встать и развернуть плечи – вдох, на 2-3 секунды вернуться в и.п. – сделать комочек, опустить голову на колени – выдох.
Рекомендуем имитационное упражнение «Подросли»: - и.п. – стоя, на 2-3 секунды поднять руки вверх – в стороны – вдох, на 2-3 секунды опустить их в и.п. – выдох; «подрасти» можно, поднимая руки, потягиваясь на носках или оставляя правую (левую) ногу назад на носок. Из того же и.п. выполняются упражнения «Самолет», «Насос» - соответственно повороты и наклоны туловища с чередованием вдоха и выдоха.
В 5-6 летнем возрасте дети осознанно сочетают вдох и выдох с движениями при наиболее благоприятных биомеханических условиях и с некоторым сопротивлением. Следует воспитывать у детей умение правильно сочетать дыхание с темпом движения. Для этого после 10-12 организованных занятий физическими упражнениями можно переходить к обучению сочетания каждого уровня вдоха и выдоха с постепенно возрастающим количеством движений. Например, в имитационном упражнении «Пловец» – лежа на животе на одном вдохе поднять руки вверх – в стороны и опустить через стороны в и.п., затем то же движение на одном выдохе.
В ряде работ изучается проблема обучения дошкольников и младших школьников навыкам рациональной регуляции внешнего дыхания при выполнении основных движений - ходьбы, бега, прыжков в длину с места, метания (В.В.Гневушев, В.Я.Еремеев, К.М.Смирнов и др.). В этих работах также подтвердился вывод об эффективности использования специальных (в том числе - имитационных) упражнений по формированию регуляции действий ребенка.
На наш взгляд, в основе навыков рационального дыхания лежат не любые формы регуляции действий, а лишь те, которые связаны с «осмысленной моторикой» ребенка (А.В.Запорожец). Это следует учитывать, приступая к формированию данных навыков у ослабленных детей. Осмысленная моторика внутренне сопряжена с работой детского воображения. Поэтому особую ценность имеют дыхательные упражнения, выполнение которых предполагает его активизацию: «рисование» дыханием в воздухе воображаемых фигур, дыхание в контрастном ритме с изображением различных объектов и ситуаций (короткие и прерывистые вдохи и выдохи - «паровозик», медленные и размеренные - «океанский лайнер») и др. 
Единство оздоровительных и образовательных аспектов работы с ослабленными детьми обеспечивает сочетание дыхательных и звуковых упражнений. Так, в модифицированном варианте Программы В.Т.Кудрявцева, дыхательные и звуковые упражнения объединены в рамках одного раздела. 
В старшей группе это могут быть упражнения: на имитацию через дыхание; дыхание в разном ритме; игровое упражнение «Змейка»; очистительное дыхание; вдох через левую ноздрю, выдох через правую и наоборот; произнесение гласных звуков посредством дыхания без напряжения голосовых связок; «рисование» дыханием в воздухе воображаемых фигур; вдохи и выдохи при наклонах в разные стороны в положении стоя и сидя по-турецки. При этом сочетание упражнений дыхательной и звуковой гимнастики непосредственно реализуется разными способами (подробнее в первом разделе). 
На сочетании элементов дыхательной и звуковой гимнастики (учитывая близкую перспективу перехода к школьному обучению) полностью построено содержание соответствующей работы в подготовительной группе санаторного туберкулезного детского сада (игровые упражнения «Лошадка», «Ворона», «Зевота», «Смех», «Покорители космоса», «Затаивание», «Поплыли - Полетели!», «Дыхание «шмелем»»).
Важно отметить, что подобное сочетание также способствует развитию осмысленной моторики при дыхании.
Значение осмысленной моторики подлежит учету и в ходе развития правильной осанки как фактора полноценного дыхания. 
Поскольку прямая вертикальная поза не является у человека биогенетически (наследственно) фиксированной, возникает задача ее формирования через особую систему прижизненно складывающихся движений и действий. Собственно, такова естественная тенденция развития осанки. 
Постановку осанки, тем более у ослабленного ребенка, должно предварять формирование ориентировки на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве. И главное здесь - создание условий для освоения позы. Это может быть сделано при помощи специальных игровых упражнений, которые мы применяли в старшей группе (см. первый раздел): «Стоп-кадр», «Скульптор и глина», имитация и самостоятельное придумывание контрастных поз-«перевертышей» и др. Наряду с этим творчески развивающий характер должны носить и собственно упражнения для формирования и коррекции осанки (напряжение и расслабление мышц спины с изображением движений разных животных - медведя, слона, бабочки, зайчика и т.д.).


Комментариев нет:

Отправить комментарий