ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ РАЦИОНАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ И ПРАВИЛЬНОЙ
ОСАНКИ
Для ослабленного детского организма правильное дыхание,
которое способствует развитию и укреплению грудной клетки, является залогом
оздоровления. Е.А.Аркиным были указаны средства формирования полноценного
дыхания: а) упражнения в беге, б) гимнастика дыхательных мышц, в) обучение
технике дыхания (дыхание через нос, с закрытым ртом, глубокий вдох,
продолжительный выдох); 4) постановка соответствующих певческих навыков. Все
они должны быть представлены в рамках ОРР с ослабленными детьми.
По мнению Е.А.Аркина, обучение правильному дыханию должно
проводиться путем терпеливого показа, повторного напоминания, лучше всего после
упражнений, связанных с большой тратой энергии (бега, продолжительной
маршировки, прыжков и т.д.). Особое внимание следует обращать на выдох: он
должен быть медленным, продолжительным. Более 2-3 раз подряд таких упражнений
производить не следует.
Вместе с тем возникает вопрос, каким содержанием должны быть
насыщены средства формирования навыков рационального дыхания. Этот вопрос
остается открытым как для теории, так и для практики ОРР с ослабленными детьми.
На наш взгляд, тот или иной ответ на него определяет характер получаемого оздоровительного
эффекта, и шире - общую результативность ОРР.
Так, П.П.Болдурчиди предложил интересную систему обучения
рациональному дыханию с использованием статических дыхательных упражнений.
Обучение начинается с рассказа о сильных и смелых космонавтах, которые
научились правильно дышать перед полетом. После этого детям предлагается
раздеться по пояс и в положении сидя подготовиться к упражнению. Педагог
обращается к ребятам: «Покажите вашу грудь», а затем предлагает: «Положите на
нее обе ладони».
Далее детям предлагается, держа ладони на груди, «понюхать,
как пахнут цветочки» - сделать вдох, а затем «сдуть пух с одуванчика» – сделать
выдох. В фазе вдоха грудь нужно опускать. Каждый вдох и каждый выдох
совершается на протяжении 2-3 секунд. Обращается внимание детей на медленное и
бесшумное выполнение каждого вдоха и выдоха. Упражнение повторяется 2-3 раза,
со зрительным и тактильным контролем за движением грудной клетки. Затем
несколько детей по очереди рассказывают, что они видели во время каждого вдоха
и выдоха. Если рассказ кого-либо не отражает правильного представления о только
что выполненном упражнении, его обязательно поправляют другие. Детям в
заключение объясняют, что это грудной тип дыхания.
После
того как дети проделали упражнение на грудное дыхание, им предлагается принять
исходное положение лежа на спине, положить руки (ладонями) на грудь и при
зрительном контроле выполнить 1-2 раза то же упражнение.
Далее осуществляется переход к обучению брюшному дыханию.
Дети, сидя, на полу, слушают объяснения педагога и наблюдают, как он
демонстрирует брюшное дыхание. Во время показа упражнения их внимание
сосредоточивается на следующем: «когда вы нюхаете цветочки», следует сделать
вдох, в это время выпячивается живот, т.е. «надувается мячик», а «когда
сдуваете пух с одуванчика» (т.е. производится выдох), необходимо подтянуть
живот и сделать «ямочку». Это упражнение повторяется 3 раза. Затем детям
объясняется, что это брюшное дыхание.
На следующем занятии (через день) ребятам предлагается
представить, а троим-четверым из них по очереди рассказать, как выполняется
грудное и брюшное дыхание. Одного-двух детей просят показать только те
упражнения, о которых рассказывал педагог. После это статические дыхательные
упражнения выполняются всей группой, по команде, 2-3 раза.
Создав представление о грудном и диафрагмальном дыхании на
втором занятии, далее переходят к более сложному – обучению полному (смешанному
типу) дыханию. Это предварялось объяснением и показом.
В начальном периоде обучения в положении лежа на спине
ребенок направлял свои усилия на последовательное включение в акт вдоха
диафрагмы и грудной клетки путем выпячивания передней брюшной стенки и
расширения грудной клетки. Выдох начинается с одновременного опускания грудной
клетки и с подтягивания брюшной стенки. При этом воспитатель кладет свои ладони
- одну на грудь, другую - на переднюю брюшную стенку ребенка и в форме игры
«Покатай руки» (3-4 раза) предлагает совершить глубокий вдох, а за тем
продолжительный выдох.
Так у ребенка формируется представление о
последовательности движения брюшной стенки и грудной клетки во время вдоха и
выдоха.
Этот навык закрепляется практическим показом движения
воспитателя в сочетании с объяснением, и выполнением упражнения несколькими
детьми под руководством воспитателя, что помогает детям осмыслить движения и
контролировать их. Применяются и словесные указания. Например, при начале вдоха
воспитатель говорит: «Выпячивайте животик», «Расширяйте грудь», во время
выдоха: «Сужайте грудную клетку», «Подтяните животик». Или: «Дыхание не
задерживайте, делайте медленней» и т.п. Дается оценка качества выполнения
движений (хорошо, очень хорошо, неправильно и т.п.).
Дальнейшее закрепление осуществляется с использованием
специального методического приема. Дети разучивают слова: «Воздух набираю,
мячик надуваю, Воздух выдуваю, ямочку получаю».
Потом эти слова, вместо команды использует педагог, а дети
выполняют упражнения в статическом дыхании.
С
помощью стихотворений ребята достаточно прочно усваивают, что во время
продолжительного вдоха надо надуть «мячик», т.е. выпятить брюшную стенку,
поднять животик, расширить грудную клетку; во время же продолжительного выдоха
- получить «ямочку», т.е. одновременно опустить грудную клетку и переднюю
стенку живота (опустить грудь и животик).
При
первоначальном обучении продолжительность каждого вдоха и выдоха равняется 2-3
секундам. По мере развития и совершенствования навыков полного дыхания при
статических дыхательных упражнениях выдох делается продолжительней вдоха
(например, вдох –3 секунды, выдох –4 секунды и т.д.).
Мы столь подробно охарактеризовали систему работы,
предложенную П.П.Болдурчиди, т.к. она позволяет решать в единстве целый спектр
оздоровительных и воспитательных задач. Обучение правильному дыханию и
нормализация соответствующих функций организма осуществляется благодаря
формированию осмысленности, осознанности и произвольности движений и действий,
развитию плана представлений (но не воображения) и др. В аспекте наших
исследовательских задач все это является принципиально важным. Кроме того,
модифицированный вариант разработки П.П.Болдурчиди мы использовали в ходе нашей
экспериментальной ОРР с ослабленными детьми.
Для
полноценного обучения рациональному дыханию необходимо добиваться оптимального
сочетания вдоха и выдоха с одной или несколькими фазами движений. Это
достигается при выполнении динамических дыхательных упражнений. Физические
упражнения, в которых вдох и выдох сочетаются с биомеханическими фазами
движения общеизвестны (например, поднять руки вверх – вдох; опустить руки вниз
– выдох и т.д.).
При формировании навыков рациональной регуляции внешнего
дыхания во время выполнения детьми динамических дыхательных упражнений
представляют интерес данные А.Б.Гандельсмана и К.М,Смирнова, Р.П.Грачевой,
Н.Б.Прокопович, которые выявили, что у детей младшего школьного возраста в
отличие от взрослых не наблюдается отчетливого снижения жизненной емкости
легких при различных положениях тела, в том числе и в положении значительного
складывания туловища вперед при низком старте. Авторы считают, что это
способствует сравнительно легкой приспособляемости дыхания детей к выполнению
различных сложных по координации движений.
Исследования В.В.Гневушева показывают, что более широкие
возможности для повышения функционального уровня дыхательного аппарата создает
воспитание навыков сочетания каждого уреженного вдоха и выдоха с постепенно
возрастающим количеством движений.
Детям старшего дошкольного возраста трудно усвоить такое
сочетание без создания последовательного представления об изучаемом навыке.
Поэтому после выполнения статических дыхательных упражнений предлагается
перейти к сочетанию дыхания с простейшими упражнениями. Это может происходить,
в форме имитационно-игровых упражнений (данную разработку мы также
модифицировали и применяли в рамках ОРР с ослабленными детьми).
Таково, например, имитационное упражнение «Пловец». Движения
пловца выполняются в и.п. - лежа на животе, ладонями под подбородок. На 2-3
секунды дети выпрямляют руки вверх – вперед, поднимают голову, прогибаются –
делают вдох на 2-3 секунды. Затем они разводят руки в стороны и сгибают их в
исходное положение – выдох и т.д. Движения сопровождаются словами воспитателя
«поплыли», «поплыли».
Имитационные упражнения использованы и при проведении их в
и.п. сидя: «Птицы летят» – развести руки в стороны, голову поднять, посмотреть
вверх – вдох, опустить руки в и.п. – выдох; или «Комочек» – в исходном
положении сидя на стульчике обхватить ноги и прижать их к груди, на 2-3 секунды
выпрямиться, встать и развернуть плечи – вдох, на 2-3 секунды вернуться в и.п.
– сделать комочек, опустить голову на колени – выдох.
Рекомендуем имитационное упражнение «Подросли»: - и.п. –
стоя, на 2-3 секунды поднять руки вверх – в стороны – вдох, на 2-3 секунды
опустить их в и.п. – выдох; «подрасти» можно, поднимая руки, потягиваясь на носках
или оставляя правую (левую) ногу назад на носок. Из того же и.п. выполняются
упражнения «Самолет», «Насос» - соответственно повороты и наклоны туловища с
чередованием вдоха и выдоха.
В 5-6 летнем возрасте дети осознанно сочетают вдох и выдох с
движениями при наиболее благоприятных биомеханических условиях и с некоторым
сопротивлением. Следует воспитывать у детей умение правильно сочетать дыхание с
темпом движения. Для этого после 10-12 организованных занятий физическими
упражнениями можно переходить к обучению сочетания каждого уровня вдоха и
выдоха с постепенно возрастающим количеством движений. Например, в имитационном
упражнении «Пловец» – лежа на животе на одном вдохе поднять руки вверх – в
стороны и опустить через стороны в и.п., затем то же движение на одном выдохе.
В ряде работ изучается проблема обучения дошкольников и
младших школьников навыкам рациональной регуляции внешнего дыхания при
выполнении основных движений - ходьбы, бега, прыжков в длину с места, метания
(В.В.Гневушев, В.Я.Еремеев, К.М.Смирнов и др.). В этих работах также
подтвердился вывод об эффективности использования специальных (в том числе -
имитационных) упражнений по формированию регуляции действий ребенка.
На наш взгляд, в основе навыков рационального дыхания лежат
не любые формы регуляции действий, а лишь те, которые связаны с «осмысленной
моторикой» ребенка (А.В.Запорожец). Это следует учитывать, приступая к
формированию данных навыков у ослабленных детей. Осмысленная моторика внутренне
сопряжена с работой детского воображения. Поэтому особую ценность имеют
дыхательные упражнения, выполнение которых предполагает его активизацию:
«рисование» дыханием в воздухе воображаемых фигур, дыхание в контрастном ритме
с изображением различных объектов и ситуаций (короткие и прерывистые вдохи и
выдохи - «паровозик», медленные и размеренные - «океанский лайнер») и др.
Единство оздоровительных и образовательных аспектов работы с
ослабленными детьми обеспечивает сочетание дыхательных и звуковых упражнений.
Так, в модифицированном варианте Программы В.Т.Кудрявцева, дыхательные и
звуковые упражнения объединены в рамках одного раздела.
В старшей группе это могут быть упражнения: на имитацию через
дыхание; дыхание в разном ритме; игровое упражнение «Змейка»; очистительное
дыхание; вдох через левую ноздрю, выдох через правую и наоборот; произнесение
гласных звуков посредством дыхания без напряжения голосовых связок; «рисование»
дыханием в воздухе воображаемых фигур; вдохи и выдохи при наклонах в разные
стороны в положении стоя и сидя по-турецки. При этом сочетание упражнений
дыхательной и звуковой гимнастики непосредственно реализуется разными способами
(подробнее в первом разделе).
На сочетании элементов дыхательной и звуковой гимнастики
(учитывая близкую перспективу перехода к школьному обучению) полностью
построено содержание соответствующей работы в подготовительной группе
санаторного туберкулезного детского сада (игровые упражнения «Лошадка»,
«Ворона», «Зевота», «Смех», «Покорители космоса», «Затаивание», «Поплыли -
Полетели!», «Дыхание «шмелем»»).
Важно отметить, что подобное сочетание также способствует
развитию осмысленной моторики при дыхании.
Значение осмысленной моторики подлежит учету и в ходе
развития правильной осанки как фактора полноценного дыхания.
Поскольку прямая вертикальная поза не является у человека
биогенетически (наследственно) фиксированной, возникает задача ее формирования
через особую систему прижизненно складывающихся движений и действий.
Собственно, такова естественная тенденция развития осанки.
Постановку осанки, тем более у ослабленного
ребенка, должно предварять формирование ориентировки на позу как выразительную
характеристику положения тела в пространстве. И главное здесь - создание
условий для освоения позы. Это может быть сделано при помощи специальных
игровых упражнений, которые мы применяли в старшей группе (см. первый раздел):
«Стоп-кадр», «Скульптор и глина», имитация и самостоятельное придумывание
контрастных поз-«перевертышей» и др. Наряду с этим творчески развивающий
характер должны носить и собственно упражнения для формирования и коррекции
осанки (напряжение и расслабление мышц спины с изображением движений разных
животных - медведя, слона, бабочки, зайчика и т.д.).
Комментариев нет:
Отправить комментарий