Безопасность
детей дошкольного возраста во время прогулки
Безопасность детей во время прогулки – одна из
важнейших задач сохранения здоровья детей. Это проблема актуальна в любом
месте, в любое время года, в любой деятельности. Опасных факторов и ситуаций,
несущих незначительный или существенный вред здоровью ребенка, довольно много. Для
эффективной работы по организации
безопасности воспитанников во время прогулки в детском саду необходимо проведение
соответствующих мероприятий и действий сразу по четырем направлениям, сгруппированным по месту возникновения и степени
риска или угрозы здоровью.
К первому
направлению относится организация дорожной безопасности. На сегодняшний день ситуации на дорогах дают самый высокий
процент детских травм и летальных исходов. Для обеспечения дорожной
безопасности детей на территории детского сада, необходима грамотная
организация игровой деятельности детей на прогулке и постоянный контроль
прилегающих к участку дорожек. Также необходим контроль за въездными воротами в
детский сад и наличием машин на его территории.
Приучать ребенка к безопасному поведению необходимо с
самого раннего возраста. Для этого можно использовать следующие приемы:
- регулярно напоминать детям, что надо остановиться
перед дорогой и посмотреть по сторонам при выходе из детского сада и
возвращении с прогулки;
- приучать к движению в спокойном темпе, без резкого
внезапного бега с места;
- организовать подвижные и ситуативные игры с
правилами дорожного движения и правилами поведения в транспорте.
Ежедневное соблюдение этих приемов поможет детям
запомнить основные правила поведения на дороге и пешеходных дорожках, и научит
их безопасному поведению в жизни.
Второе
направление - организация безопасности в природе или естественных природных условиях. В эту группу
вошли опасные ситуации, связанные с погодными условиями (ветер, гололёд, плохая
видимость при тумане или дожде, глубокие лужи, сильный мороз или жара); безопасность
окружающей среды (наличие на участке построек, игровых и спортивных комплексов,
лестниц, водосточных люков и т.д), а также посторонних предметов (упавшие ветки
деревьев, куски стекла, прилетевшая бумага и брошенные бутылки); безопасность
флоры и фауны (наличие на клумбах ядовитых и опасных растений, бродячие собаки
и кошки, насекомые и т. д.)
Для обеспечения безопасности окружающей среды игровая
площадка должна быть проверена на наличие посторонних предметов, целостность и
безопасность игровых комплексов, а также наличие/отсутствие повреждений
веранды. В теплое время года необходимо регулярно удалять опасные для здоровья
детей растения и деревья, тщательно следить за отсутствием на территории ДОО
бродячих животных.
Для сохранения здоровья детей и профилактики
заболеваний педагог должен контролировать соответствие одежды ребенка погодным
условиям. Перед выходом на улицу нужно повторить с детьми правила поведения при
гололедице или морозе, обеспечить питьевой режим и водные процедуры в жару и
т.д.
Во время прогулки не лишне будет повторить с детьми
правила поведения с бродячими животными. Особо следует отметить необходимое в
современных реалиях в связи с угрозой терроризма обязательное проговаривание с детьми действий при обнаружении
постороннего бесхозного предмета.
Приобретенные навыки не только обеспечат безопасность
воспитанников на территории ДОО, но и пригодятся им в будущем.
Третье
направление - организация безопасности в быту. В эту группу входят опасные ситуации во время игровой деятельности
детей, а также возможная опасность при общении с окружающими людьми.
Для обеспечения безопасности во время игровой
деятельности педагог должен тщательно следить за соответствием игровых
атрибутов санитарным правилам и возрасту детей, проверять их целостность,
обеспечивать доступность и вариативность выносного материала.
Опасность при общении с окружающими людьми чаще всего
выражена в несоблюдении техники безопасности во время подвижных игр и неумении
детей договариваться друг с другом. Педагогу необходимо проговаривать с детьми
правила игры и последовательность действий, во избежание столкновений и
травмоопасных ситуаций. Наблюдая за игровой деятельностью детей, педагог может
вовремя прийти им на помощь в конфликтной ситуации и помочь найти компромиссное
решение во избежание конфликта. Также необходимо проговаривать с детьми правила
поведения с незнакомыми (случайными прохожими, пожелавшими пообщаться) и
малознакомыми (друзья родителей или соседи по дому) людьми, приучая к
осторожному и недоверчивому отношению к словам посторонних людей.
Это не только обеспечит безопасность ребенка во время
прогулки, но и поможет развить у детей навыки безопасного и бесконфликтного
общения.
Четвертое
направление - организация безопасности при пожаре и ЧС.
Чтобы предупредить пожароопасные ситуации и обеспечить
безопасность детей во время прогулки, педагогу необходимо ежедневно следить за
санитарным состоянием игровой площадки, не допуская её засорения огнеопасными
материалами (упавшие зажигалки и спички, картонные коробки и бумажные пакеты и
т.д). Также необходимо следить за наличием/отсутствием огнеопасных предметов у воспитанников,
которые могут случайно принести их из дома. В жаркий период может потребоваться
проливание газонных площадок водой для предупреждения очагов самовозгорания.
Необходимо регулярно проговаривать с детьми правила
поведения при пожаре не только в помещении, но и в общественных местах, что
поможет ребенку избежать испуга и паники в критической ситуации.
Если дошкольное учреждение находится в сейсмологических
или техногенных опасных условиях, необходимо регулярно организовывать учебные
игры, приучающие ребенка к правильному поведению в чрезвычайно-опасной
ситуации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий