Роль воспитателя в организации работы по сохранению и укреплению здоровья детей



Роль воспитателя в организации работы по сохранению и укреплению здоровья детей


В настоящее время, в период совершенствования и обновления системы дошкольного образования, гуманизации педагогического процесса, особое значение придается охране и укреплению физического и психического здоровья детей, полноценному развитию личности ребенка. Это связано с угрожающим снижением уровня здоровья детей и подростков и крайне неудовлетворительной разработанностью системы его формирования, укрепления и сохранения. Здоровье самых маленьких граждан Беларуси по праву называют актуальной проблемой.

Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. У дошкольника высокая чувствительность к воздействию факторов внешней среды.
Наряду с неблагоприятными воздействиями социально-экономических и экологических условий на рост, развитие и здоровье детей отрицательное воздействие оказывает и ряд педагогических факторов:
интенсификация образовательного процесса;
стрессовая педагогическая тактика;
нерациональная организация образовательной деятельности;
несоответствие методик и технологий возрастным особенностям организма ребенка, его функциональным и адаптационным возможностям;
недостаточная грамотность педагога в вопросах роста и развития, охраны и укрепления здоровья;
отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
недостаточное использование возможностей физического воспитания в целях охраны и укрепления здоровья.
Решение этих задач требует реализации концептуальных идей:
1)  Реализация основных положений Закона о правах ребенка, направленных на защиту здоровья и получение полноценного образования и воспитания.
2)                Включение охраны здоровья детей в число приоритетных направлений деятельности органов образования, здравоохранения, социальной защиты при их тесном взаимодействии с общественностью и родителями.
Учреждения дошкольного образования помогают нивелировать часть неблагополучных социальных факторов, определяющих развитие и здоровье детей дошкольного возраста. Чрезвычайно важно внедрять новые образовательно–оздоровительные технологии в работу дошкольного звена, поскольку в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья.
      Основная роль в организации работы по сохранению и укреплению здоровья отводится воспитателю дошкольного образования. Воспитатель должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить высокий уровень профессионально – этический, коммуникативной, валеологической, рефлексивной культуры; способность к формированию и развитию личностных креативных качеств; знание формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого самосовершенствования человека;  основ здоровья, здорового образа жизни, владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях; умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способности к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.
     Важнейшая социально-педагогическая перспектива оздоровительной работы в учреждении дошкольного образования связана с разработкой особого междисциплинарного научно-практического направления, которое называют развивающей педагогикой оздоровления. Это направление оформляется на «стыке» возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Развивающая педагогика оздоровления рассматривает понятия здорового ребенка как целостный телесно-духовный организм, идеальный эталон и практически достигаемая норма детского развития.
     Внедрение развивающей педагогики оздоровления позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада.
Основные черты, характеризующие педагогику оздоровления:
1)                Индивидуально-дефференцированный подход является ключевым, системообразующим средством оздоровительно–развивающей работы с детьми.
2)                В центре лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития.
3)                Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. Основанием единого телесного и духовного в жизни ребенка является совместная творческая деятельность педагога и детей, протекающая в форме живого, эмоционального контакта.
4)                Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.
5)                Применение медицинских и психолого-педагогических методов.
Педагогу необходимо в работе с детьми руководствоваться принципами оздоровительно-развивающей педагогики.
Принципы оздоровительно-развивающей педагогики:
1.  Развитие творческого воображения – необходимое внутреннее условие при построении и проведении оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Недостаток существующих медико-педагогических практик и состоит в попытках получения непосредственного оздоровительного эффекта. Ребенок условно предстает лишь объектом тех или иных медицинских и педагогических воздействий. Поскольку в действительности такого не бывает. Связь между этими воздействиями, состоянием здоровья и уровнем физического развития в принципе не может быть прямой и однозначной, она всегда носит опосредованный характер. И опосредует эту связь развивающая психика ребенка, ядром которой служит воображение.
2.  Формирование осмысленной моторики. Выдающийся ученый А.В.Запорожец показал, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным. В развивающейся педагогике оздоровления следует придерживаться принципа «осмысления», то есть вначале необходимо наблюдение за позой различных животных, людей, как «выразительной характеристикой» положения тела в пространстве. Это способствует освоению нужной позы, воспитанию здоровой осанки. Эффект развития осмысленной моторики может быть усилен, если ребенок вступает в своеобразный диалог с органами собственного тела как самостоятельно действующими «лицами». Упражнения помогут ребенку научить слушать свои органы, любить их, а они помогут ему стать здоровым, ощущать здоровье, не как словесную декларацию, а как изнутри осмысленную жизненную норму.
3.  Создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности. Этот принцип реализуется благодаря многофункциональности развивающих форм оздоровительной работы, рекомендованных для применения в учреждениях дошкольного образования. На занятиях педагог должен научиться вводить методы творческой оздоровительной работы: включать элементы массажа рук, называя это «лепкой скульптуры». Массаж следует применять на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, овладению навыками письма и т.д. уверенность в том, что ребенок сам творит нечто новое, «лепит» свое тело, способствует развитию у ребенка чувства любви к своему телу, внимательного и бережного отношения к нему.
4.  Формирование у детей способности к содействию и переживанию.
Воспитатель дошкольного образования должен уметь:
анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;
владеть основами здорового образа жизни;
устанавливать контакт с коллективом детей своей группы, родителями, педагогическими работниками организации;
наблюдать и анализировать поведение детей в игровой деятельности, на занятиях, в самостоятельной деятельности, в общении со взрослыми;
прогнозировать развитие детей своей группы;
моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;
личным примером учить детей заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
         Внедрение развивающей педагогики оздоровления – одно из приоритетных направлений работы дошкольных образовательных организаций по формированию навыков, необходимых для поддержания здоровья и работоспособности детей дошкольного возраста.



Комментариев нет:

Отправить комментарий