Роль воспитателя в организации работы по сохранению и укреплению здоровья детей
В настоящее
время, в период совершенствования и обновления системы дошкольного образования,
гуманизации педагогического процесса, особое значение придается охране и
укреплению физического и психического здоровья детей, полноценному развитию
личности ребенка. Это связано с угрожающим снижением уровня здоровья детей и
подростков и крайне неудовлетворительной разработанностью системы его
формирования, укрепления и сохранения. Здоровье самых маленьких граждан Беларуси
по праву называют актуальной проблемой.
Дошкольный
возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка
функционирования многих систем организма. У дошкольника высокая
чувствительность к воздействию факторов внешней среды.
Наряду с
неблагоприятными воздействиями социально-экономических и экологических условий
на рост, развитие и здоровье детей отрицательное воздействие оказывает и ряд
педагогических факторов:
интенсификация
образовательного процесса;
стрессовая
педагогическая тактика;
нерациональная
организация образовательной деятельности;
несоответствие
методик и технологий возрастным особенностям организма ребенка, его
функциональным и адаптационным возможностям;
недостаточная
грамотность педагога в вопросах роста и развития, охраны и укрепления здоровья;
отсутствие
системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
недостаточное
использование возможностей физического воспитания в целях охраны и укрепления
здоровья.
Решение этих
задач требует реализации концептуальных идей:
1)
Реализация
основных положений Закона о правах ребенка, направленных на защиту здоровья и
получение полноценного образования и воспитания.
2)
Включение
охраны здоровья детей в число приоритетных направлений деятельности органов
образования, здравоохранения, социальной защиты при их тесном взаимодействии с
общественностью и родителями.
Учреждения дошкольного
образования помогают нивелировать часть неблагополучных социальных факторов,
определяющих развитие и здоровье детей дошкольного возраста. Чрезвычайно важно
внедрять новые образовательно–оздоровительные технологии в работу дошкольного
звена, поскольку в этот период у ребенка закладываются основные навыки по
формированию здоровья.
Основная роль в организации работы по
сохранению и укреплению здоровья отводится воспитателю дошкольного образования.
Воспитатель должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими
генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные
педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить высокий уровень
профессионально – этический, коммуникативной, валеологической, рефлексивной
культуры; способность к формированию и развитию личностных креативных качеств;
знание формирования и функционирования психических процессов, состояний и
свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и
самопознания, творческого самосовершенствования человека; основ здоровья, здорового образа жизни,
владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих
технологий в учебных программах и мероприятиях; умение прогнозировать
результаты собственной деятельности, а также способности к выработке
индивидуального стиля педагогической деятельности.
Важнейшая социально-педагогическая
перспектива оздоровительной работы в учреждении дошкольного образования связана
с разработкой особого междисциплинарного научно-практического направления,
которое называют развивающей педагогикой оздоровления. Это направление
оформляется на «стыке» возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской
психологии. Развивающая педагогика оздоровления рассматривает понятия здорового
ребенка как целостный телесно-духовный организм, идеальный эталон и практически
достигаемая норма детского развития.
Внедрение развивающей педагогики
оздоровления позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям детского
сада.
Основные черты, характеризующие педагогику
оздоровления:
1)
Индивидуально-дефференцированный
подход является ключевым, системообразующим средством оздоровительно–развивающей
работы с детьми.
2)
В
центре лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон
и практически достижимая норма детского развития.
3)
Здоровый
ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.
Основанием единого телесного и духовного в жизни ребенка является совместная
творческая деятельность педагога и детей, протекающая в форме живого,
эмоционального контакта.
4)
Оздоровление
трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма
развития, расширения психофизиологических возможностей детей.
5)
Применение
медицинских и психолого-педагогических методов.
Педагогу
необходимо в работе с детьми руководствоваться принципами
оздоровительно-развивающей педагогики.
Принципы
оздоровительно-развивающей педагогики:
1.
Развитие
творческого воображения – необходимое внутреннее условие при построении и
проведении оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Недостаток
существующих медико-педагогических практик и состоит в попытках получения
непосредственного оздоровительного эффекта. Ребенок условно предстает лишь
объектом тех или иных медицинских и педагогических воздействий. Поскольку в
действительности такого не бывает. Связь между этими воздействиями, состоянием
здоровья и уровнем физического развития в принципе не может быть прямой и
однозначной, она всегда носит опосредованный характер. И опосредует эту связь
развивающая психика ребенка, ядром которой служит воображение.
2.
Формирование
осмысленной моторики. Выдающийся ученый А.В.Запорожец показал, что движение
может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет
ощущаемым и осмысленным. В развивающейся педагогике оздоровления следует
придерживаться принципа «осмысления», то есть вначале необходимо наблюдение за
позой различных животных, людей, как «выразительной характеристикой» положения
тела в пространстве. Это способствует освоению нужной позы, воспитанию здоровой
осанки. Эффект развития осмысленной моторики может быть усилен, если ребенок
вступает в своеобразный диалог с органами собственного тела как самостоятельно
действующими «лицами». Упражнения помогут ребенку научить слушать свои органы,
любить их, а они помогут ему стать здоровым, ощущать здоровье, не как словесную
декларацию, а как изнутри осмысленную жизненную норму.
3.
Создание
и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при различных
видах деятельности. Этот принцип реализуется благодаря многофункциональности
развивающих форм оздоровительной работы, рекомендованных для применения в учреждениях
дошкольного образования. На занятиях педагог должен научиться вводить методы
творческой оздоровительной работы: включать элементы массажа рук, называя это
«лепкой скульптуры». Массаж следует применять на занятиях по изобразительной
деятельности, конструированию, овладению навыками письма и т.д. уверенность в
том, что ребенок сам творит нечто новое, «лепит» свое тело, способствует
развитию у ребенка чувства любви к своему телу, внимательного и бережного
отношения к нему.
4.
Формирование
у детей способности к содействию и переживанию.
Воспитатель дошкольного
образования должен уметь:
анализировать
педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;
владеть основами
здорового образа жизни;
устанавливать
контакт с коллективом детей своей группы, родителями, педагогическими
работниками организации;
наблюдать и
анализировать поведение детей в игровой деятельности, на занятиях, в
самостоятельной деятельности, в общении со взрослыми;
прогнозировать
развитие детей своей группы;
моделировать
систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;
личным примером
учить детей заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Внедрение
развивающей педагогики оздоровления – одно из приоритетных направлений работы
дошкольных образовательных организаций по формированию навыков, необходимых для
поддержания здоровья и работоспособности детей дошкольного возраста.
Комментариев нет:
Отправить комментарий